Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Фото: Патриархия.RuВ светлый день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с этим великим праздником. На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя. Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и все творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует Евангелист Иоанн (Ин. 1:9). Кто-то может спросить: что означает Свет истины? Ответ на этот вопрос находим в том же Евангельском повествовании от Иоанна. Свет истины ─ это Сам Господь, Божественное Слово, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Через Рождение Спасителя люди обрели возможность иметь благодать и Истину (Ин. 1:17). Благодать есть Божественная сила, даруемая Богом человеку для спасения. Именно этой силой люди побеждают грех. Без благодати не победить зла, а значит и не победить всего того, что омрачает нашу жизнь. Истина ─ фундаментальная ценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится. Конечно, внешне жизнь заблуждающегося человека может казаться вполне благополучной. Но это не означает, что заблуждение безобидно: рано или поздно оно проявит себя, в том числе и трагедией человеческих судеб. Свет истины ─ это Божественный свет, это Божественная правда. Она неизменна и вечна и не зависит от того, принимаем мы ее или нет. Принятие человеком Божией правды определяет, в первую очередь, характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить «тяготы друг друга» (Гал. 6:2), то есть проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), ─ говорит Господь. Однако эти вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха, как основной проблемы человеческого существования. Именно подменой истинных ценностей ценностями ложными в основном и объясняется все возрастающее значение так называемого «человеческого фактора» в трагических событиях, уносящих сотни жизней. Этим же объясняются и кризисы, которые в масштабе всей планеты сотрясают экономику, политику, окружающую среду, семейную жизнь, отношения между поколениями и многое другое. Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя, помогает отчетливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины. И с особой силой звучат сегодня слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения не постигали нас в этой жизни, Господь не оставит Своего наследия. Минувший год в жизни Церкви нашей был отмечен многими важными событиями. Собравшийся в Москве в Храме Христа Спасителя Поместный Собор избрал после кончины Святейшего Патриарха Алексия II его преемника. Укрепляемый молитвой и поддержкой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию принял я выпавший мне жребий патриаршего служения. Совершая богослужения в Москве, в ряде российских епархий, а также на Украине, в Белоруссии и Азербайджане, я имел радость молитвенного общения с нашим благочестивым православным народом, с молодыми и пожилыми, с людьми среднего возраста и с детьми. Везде я мог видеть светлые лица людей, искреннее выражение глубокой веры. Это стало для меня сильнейшим духовным переживанием и зримым свидетельством единства Святой Руси, которая силой веры своего многонационального народа преодолевает социальные, имущественные, возрастные, этнические и прочие границы, сохраняя в условиях современных политических реалий свое духовное единство. Это единство скрепляется единой Церковью, в которой Божественной благодатью преодолевается всё временное и преходящее. Здесь перед человеческим взором предстает подлинное величие непреходящих ценностей. Именно поэтому Божественная истина должна служить главным ориентиром для всякой человеческой деятельности, для развития и движения вперед. Отрадно видеть, что все большее количество наших современников начинает осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозную и культурную традицию. И сегодня торжество праздника разделяют не только те верующие, которые прочно укоренены в Православии, но и те, кто только находится на пути к обретению спасительной веры и, может быть, впервые переступает порог храма, сердцем откликаясь на Евангельский призыв. Молитвенно желаю вам, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, обильных милостей от Родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа, дабы благодатью Божией умножилась ваша радость, уврачевались болезни и утешились скорби. Да будет свет Вифлеемской звезды путеводным для каждого из нас и да благословит Господь труды на ниве благоустроения жизни Церкви, государств, в которых мы живем, и наших обществ, и да одарит всех нас неотступным пребыванием в Евангельской Истине. + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2009/2010 года Москва
Братья сослужители и возлюбленные о Господе чада! «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»! (стихира самогласна на литии праздника Рождества Христова). Расстояние и пропасть между Богом и человеком, образовавшиеся вследствие человеческого греха, упразднились полным восприятием Единородным Сыном и Предвечным Словом Божиим человеческого естества. Воплощение Сына, по «благоволению Божию», то есть согласно первому и всецелому желанию, упраздняет любые расстояния, соединяет небо и землю и связывает творение с Творцом! «Днесь благоволения Божия предображение и спасение человеков проповедание», – воспевала Церковь на праздник Введения Пресвятой Богородицы, открывавший, благодаря посвящению блаженной Марии храму и Ее подготовки к тому, чтобы стать вместилищем невместимого Бога, путь к Божественному Домостроительству по плоти и предвозвещавший наше спасение. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает», – снова воспевала Церковь на праздник Благовещения, когда совершилось от Святого Духа бессеменное зачатие Непостижимого в святой утробе Богоматери, и Божественное естество начало «составляться» с человеческим, и Бог стал Человеком, «чтобы мы стали богами», по выражению святителя Афанасия Великого. Итак, «благоволение», которое приветствовалось на праздник Введения, и спасение, которое «стало главизной» и явилось при Благовещении, ныне, в великий и святой день Рождества Христова, стало осязаемой действительностью! Днесь «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1: 14) и ангелы торжественно празднуют это событие, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»! (Лк. 2: 14) Воплощением и Вочеловечением Слова уже потенциально совершилось спасение рода человеческого. Поскольку те, кто, уверовав во Христа, живут жизнью, согласно этой вере, заповедям и всему учению Иисуса, возносятся благодаря такой богоугодной жизни и становятся друзьями и общниками Бога! Они становятся «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1: 4), богами по благодати! И это происходит исключительно в Церкви, где человек возрождается во Христе, усыновляется Отцом в святом крещении и далее, благодаря святым таинствам и возделыванию добродетели, наполняется Божественной благодатью и Духом Святым и возрастает «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 13), до тех пор, пока не скажет с апостолом Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Совершенствующихся таким образом Христос считает не просто Своими друзьями или братьями, а признает их членами Своего тела. Потому с высоты Креста Он говорил Божией Матери о евангелисте Иоанне: «Жено, се сын Твой», а Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 26–27). Итак, Рождество широко отверзает человеку дверь для того, чтобы стать Христом и богом по благодати, и именно ради этого «празднует в радости вся тварь, и небеса с нами веселятся» (стихира на хвалитех 28 декабря) в этот знаменитый и спасительный день! С этими радостными и вселяющими надежду словами, с теплыми праздничными поздравлениями и сердечными патриаршими пожеланиями мы обращаемся по случаю «главного праздника» с освященной кафедры Вселенского Патриархата на Фанаре ко всем в мире любезным и желанным чадам святейшей Матери-Церкви, к священнослужителям всех степеней, монашествующим и мирянам, начальствующим и подчиненным, малым и великим, ко всем в напастях, скорби, нужде и испытании сущим. Пусть родившийся в вертепе и в яслях возлежавший Предвечный Сын Божий и нас ради Сын Человеческий соделает всех нас достойными Своей умалительной любви и Своего святого и полоняемого домостроительства по плоти! + Патриарх Константинопольский Варфломей Фанар, Рождество Христово, 2009 года Перевел с греческого Анатолий Чуряков
«Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите». Дорогие и благословенные братья! Этими прекрасными словами гимнограф представляет великое таинство Рождества Господня. Великий и непостижимый Бог становится видимым и осязаемым Человеком. Сходит и рождается на земле происходящий с небес Христос. С древности и доныне небо было местом духовных исканий, а также областью научных исследований. Люди во все века, начиная с эпохи мифического Икара и до настоящего времени телекоммуникаций, когда послания людей отражаются от небесной тверди и возвращаются на землю, обращали свой взгляд ввысь, пытаясь обрести ответы на тревожившие их вопросы бытия. А в Церкви обращение гимнографа к небу всегда является неизменной богословской константой. Небо, о котором столько раз упоминается в Священном Писании, является местом, где воля Божия представляет собой данность, с которой сообразуются ангелы, небесные силы и святые. Церковь мысленно устремляет свой взор в этом направлении, ища решения из безвыходных жизненных ситуаций. И она не престает взирать ввысь, непрестанно молясь, ожидая и прося, чтобы и на земле установилась воля Божия. Библейские фразы «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» или «да будет воля твоя, яко на небеси и на земли» (молитва Господня) открывают конечную цель спасительного акта вочеловечившегося Бога – «онебесение» мира, чтобы «люди избавились от заблуждения и злобы и познали истину и добродетель, чтобы не было никакого различия между небом и землей и гармоничным небом» (Гомилия 19:5) как пишет святитель Иоанн Златоуст. Царствие Божие всегда является нашим пунктом предназначения, а Рождество Господа – это восход «последнего дня», участие человеческого естества в Божественной славе, которую воспевали небесные ангелы в ту тихую ночь в убогом Вифлеемском вертепе. Наша святая Церковь, и в особенности древняя Александрийская Церковь, которая осуществляет свою пастырскую и миссионерскую деятельность на бескрайних просторах континента будущего, в Африке, переживает вышеуказанные богословские истины в славословии, подобно ангелам Рождественской ночи, поскольку евангельская проповедь представляет собой славословие, ставящее цель, как мы уже говорили выше, «онебесения» мира. Открытие очередной епархии – это преддверие Царства Божия. Открытие прихода есть ни что иное, как осязаемое присутствие Христа в конкретном месте и времени до последнего славного пришествия Царствия Христова. Внешне незначительный и смиренный происхождением Богомладенец, Который рождается в яслях среди животных и согревается их дыханием, есть славный Господь, Который не отождествлял Себя с сильными властителями мира, но с «меньшими» – простыми людьми из народа. От них он воплотился, с ними общался, их называл Своими братьями, и в их душах обрело свое место и произросло Его спасительное слово. И именно их Он соделал критерием нашей совести при последнем суде над человечеством, как это говорится в Евангелии от Матфея (25: 31–41). Таким образом Христос соделался авторитетным и бескорыстным борцом за человеческое достоинство, за честь и возвышение человека во всех концах вселенной. То, что современная цивилизация считает своим приобретением, и то, что, к сожалению, неоднократно только на словах является так называемыми «правами человека», еще с Рождества Иисуса было основным принципом и преданием нашей Церкви. Основавший ее Богочеловек и Его святые последователи рассуждали о страданиях ближних не в теории, но разделяли с ними их тревоги и трудности и на деле, по любви к ним, добровольно испытали их злоключения. Благословенные мои братья, Бог "оставляет” небеса, чтобы родиться в убогом вертепе, "приняв образ раба” (Флп. 2: 7), не прикрываясь мирским авторитетом и высокомерной властью. Он добровольно становится нищим, переселенцем, беженцем, жертвой человеческой нетерпимости. Он рождается в веси далеко от Назарета, бежит в омываемый водами Нила Египет, возвращается бедняком в отеческую землю и постоянно переходит с места на место, непрестанно проповедуя и исцеляя. С Его Рождеством любовь входит в мир, облеченная в плоть и кость. Она становится единственным подлинным образом жизни, не убегая от ответственности, не превращаясь в молчание виновного и в нейтральность по отношению к обиженному и страждущему. Она не предлагает униженным жертвам нашей злобы фальшивые слова утешения или поддельные крохи культуры, но превращается в единственный путь, истину и жизнь для тысяч душ, подвергающихся опасности в Африке, Азии или на окраинах западных мегаполисов, которые жаждут преодолеть ежедневную рутину и вечную смерть. В эти места, как современные волхвы, поспешим и мы, если хотим говорить о сознательной христианской жизни, поспешим, чтобы предложить драгоценные дары нашей любви тем способом, каким это только возможно. И будьте уверены, что в скорбной улыбке, просиявшей на лицах этих людей, мы встретим Христа, сошедшего с небес. Из глубины души желаю, чтобы новорожденный Спаситель защитил вас и даровал вам Свою богатую милость. Феодор ΙΙ, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки. Рождество Христово 2009
Преподобные и благочестивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангелие вечерни праздника Рождества Христова (см.: Лк. 2: 1–20) говорит нам, что весть о Рождестве Христа, возвещенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась славой Господней, которая осияла пастухов, когда ангел Господень стоял рядом с ними. Итак, весть о Рождестве Господнем передается внезапно через слово небесное и видение небесное; Бог Слово, невидимый плотскими очами, непознаваемый умом, неосязаемый руками, делается Человеком, Которого видят глаза, слышат уши, понимает ум и осязают руки.
Для чего это? Для того чтобы даровать нам, людям ограниченным и смертным, славу Его безграничную и вечную. Чтобы возвести нас в Его святость, – нас, впадших в грех. Чтобы даровать нам жизнь вечную, – нам, смертным. Чтобы научить нас смиренному послушанию и благодарности Богу, – нас, непослушных и неблагодарных. Правитель мира, всемогущий и прославляемый ангелами, сделался Человеком бедным и смиренным слугой, чтобы освободить нас от рабства желания материальных благ, и от тирании гордости, и от пустой славы.
Святое Евангелие от Матфея (см.: 2: 1–12), читаемое во время рождественской литургии, говорит нам о том, как Спасителя Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемской пещере, почитают три мудреца, три волхва с Востока. Путь волхвам указывает чудесная необычная звезда, которая приводит их в Иудею, в Вифлеем. Евангелие также рассказывает нам о встрече этих трех волхвов с царем Иродом, который, услышав, что волхвы с Востока прибыли поклониться новому, рожденному недавно Царю, пришел в волнение, как и весь Иерусалим. Эта тревога Ирода достигла своего апогея в избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, совершенном с намерением убить новорожденного Младенца Иисуса. Но все, что написано в Святом Евангелии о Рождестве Спасителя Иисуса Христа, имеет и духовное значение.
Место, где рождается Спаситель, и то, каким образом Он рождается и как Его принимают одни люди и отвергают другие, то, каким образом волхвы приходят с Востока, ведомые звездой, и поклоняются Младенцу Иисусу, дары, которые они преподносят, – все это имеет глубокий духовный смысл и открывает нам свет разума, то есть свет спасения и освящения нашего в Иисусе Христе Сыне Божием, Который сделался Человеком из любви к людям и для их спасения.
Спаситель Иисус Христос рождается на земле от Девы без семени отца. Праведный Иосиф – не Его отец по плоти, но приемный отец; это нужно для того, чтобы Матерь Божия имела защиту от людского осуждения, от злословящих о том, что Ребенок якобы родился вне брака. В то же время праведный Иосиф – отчим Иисуса, покровитель и защитник Его, потому что Младенец Иисус, как и любой ребенок, имеет потребность как в материнской любви, так и в любви отчей. Ему было необходимо воспитываться в семье, поскольку это образ жизни, благословленный Господом.
Все же следует ясно сказать, что Рождество Иисуса Христа – сверхъестественно и выше нашего понимания, то есть необычно, несмотря на то, что подчас и говорится об Иисусе, как о ребенке, живущем в семье, то есть о сыне Иосифа и Марии. Рождество Христово сверхъестественно и превосходит земное человеческое представление о нем, поскольку Тот, Кто рождается на земле от Матери без семени отца, есть предвечный Сын Бога Отца, Который рождается предвечно от Отца Небесного без матери. Этим чудом зачатия и рождения Спасителя Христа как Человека от Святого Духа и от Девы Марии соединяется жизнь небесная и духовная с жизнью земной. И именно через само рождение по плоти Иисуса Христа закладывается основание для нового рождения, то есть рождения свыше или рождения от Святого Духа. Сын Божий воплощается, становится Человеком «от Духа Свята и Марии Девы», чтобы мы, люди, рожденные от жены, родились снова в Духе Святом, то есть в крещении. Впрочем, вплоть до IV века празднование Рождества Христова соединялось с празднованием Крещения Господня, потому как именно в рождении Сына Божия от Святого Духа и от Жены полагается начало духовному рождению человека, дарованному в крещении водой и Духом Святым, являющее собой тайну усыновления человека по благодати (см.: Ин. 1: 12).
Спаситель воплощается и рождается как человек от жены из глубин человеческого естества, из чрева Девы, потому что Господь желает обновить мир изнутри его в согласии с волей человека и полным участием человека в своем спасении. Рождество Спасителя Иисуса Христа имеет место только после того, как зачатие Его произошло по свободному соизволению Матери Божией. «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1: 38), – сказала Дева Мария из Назарета архангелу Гавриилу, принесшему благую весть. Таким образом Рождество Спасителя Иисуса Христа – это свет спасения человека и свет свободы человека в отношении его к Богу. Бог не спасает нас против нашей воли, но только в соработничестве с нами, изнутри нас, в согласии с желанием нашей души. Он не хочет только предстоять нам, но Он желает присутствовать в нас по благодати, быть жизнью нашей жизни, нас обновлять и нас просвещать изнутри, даровать нам залог вечной небесной жизни еще во время этой земной нашей жизни, начиная с таинства святого крещения.
Поэтому свет разумения, о котором говорит тропарь Рождества Христова, – это свет, который просвещает внутренний состав человека, мысли и чувства, душу и тело, жизнь и его деятельность.
Но Рождество Спасителя Иисуса Христа от Жены имеет еще и другой смысл, а именно: как однажды через женщину вошел в рай соблазн греха непослушания, так как Ева была первой, которая позволила диаволу обмануть себя, так ныне через воплощение и рождение Христа через Жену приходит и спасение, в том смысле, что Ева новая, то есть Дева Мария, рождает Сына Божия как Человека со смиренным послушанием, исполняя волю Божию дать спасение людям.
Спаситель Иисус Христос приходит в мир не как зрелый человек 30 или 40 лет, но как Младенец. Он – Бог-Дитя. Это указует нам на великую тайну – что есть человек-дитя, а именно: никто не может стать настоящим человеком, если не был прежде ребенком.
Почему так? Потому что если кто-либо не прошел через состояние ребенка, тот не почувствует и не переживет вполне тайну родительской любви. Итак, только через рождение Сына Божия на земле как Младенца раскрывается тайна родительской любви Бога Отца ко всем людям, рожденным от женщины.
Спаситель Иисус Христос рождается в пещере, в недрах земли, чтобы освятить и землю. Он пришел в мир, чтобы освятить не только душу и тело человека, родившись от Марии Девы, но и всю Вселенную.
Спаситель наш Иисус Христос, рожденный в пещере, положен затем в ясли, потому что ясли имеют здесь и духовный смысл. Пророк Исаия говорит: «Вол знает хозяина своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает» (Ис. 1: 3). Исходя из этих слов пророка Исаии, очень часто в христианской иконографии рядом с яслями, в которые положен Младенец, изображаются вол и осел, которые, будучи бессловесными животными, более послушны хозяину своему, чем множество людей, которые забывают часто о Боге, Властителе своем, и больше не любят подобных себе.
Положение Иисуса Христа в ясли после рождения Его как Младенца имеет еще и другой духовный смысл. Ясли – это место, где животные принимают пищу. Другими словами, нас поучают, чтобы не жили только телом, питаясь только пищей земного преходящего мира, но питались бы Богом Словом, Который стал Человеком, то есть, чтобы мы напитывались и духовной пищей, духовными смыслами святого Евангелия, присутствием жизни и любви Христовой в святой евхаристии. Итак, освящение человека питающей его любовью Бога Отца, телом и кровью Христовой в святой евхаристии – вот в чем глубокий смысл тайны положения в ясли Христа. Поэтому икона Рождества Христова в пещере помещается в жертвеннике храма, где уготовляются дары для святой евхаристии.
Спаситель Иисус Христос почитается волхвами, мудрыми людьми, пришедшими издалека, людьми неизвестным, тем самым Господь дает назидание людям известным, тем, кто был рядом, и которые не приняли Иисуса Христа; никто из тех, кто был с Ним из народа, не принес Ему дары. Царь Иудеи, родины Христа, пытается убить Младенца, но другие цари, иноземцы, принесли Ему дары. Через это тайное, неожиданное действо святое Евангелие Рождества Христова показывает нам, что Господь желает сделать из людей дальних людей близких, призвать и другие народы к спасению, а не только избранный народ. Чужих Господь делает друзьями и почитателями Иисуса, пришедших издалека паломников Господь делает ближайшими свидетелями божественности и царственности Младенца Иисуса.
Дары, принесенные волхвами, также означают многое. Золото – царский символ – говорит о царском достоинстве. Ладан указывает на Младенца как на будущего Великого Священника, Который принесет жертву Господу, будучи Сам жертвой жертв, а смирна свидетельствует о том, что Иисус пройдет через смерть, чтобы даровать людям воскресение и жизнь вечную.
Вот так, возлюбленные верующие, свет разумения, лучащийся из таинства Рождества Спасителя Иисуса Христа побуждает нас еще больше любить Господа и наших близких.
Дорогие христиане!
В это время празднования Рождества Господня мы слышим множество прекрасных колядок о рождественском Деде Морозе. Но вот что ново: появляется в обществе этакий секуляризованный и коммерциализованный Дед Мороз, символ индивидуалистического потребления и материализма. Все же подлинный смысл рождественского деда лежит в отчей любви Бога Отца, любви, явленной в мире Рождеством Его предвечного Сына, Спасителя мира.
Дед Мороз приходит из страны отдаленной. Обычно говорится, что он приходит с Севера, где царят холод и мрак. В символическом смысле он приходит оттуда, где существует запредельная тварному миру тайна, место недоступное и необъяснимое здравым смыслом. Дед Мороз предстает перед нами чудесным образом, который контрастирует с холодом и мраком, а именно: лик его излучает свет, душа – внутренний жар, он приносит столько милостивой любви и выказывает такую щедрость, что мрак, заброшенность и холод побеждаются его добротой и душевным теплом.
Тем самым Дед Мороз показывает нам еще раз, что любовь Бога Отца сильнее греховного мрака и холодной отстраненности человека от Бога и отчуждения людей друг от друга.
Рождественский добрый Дед Мороз – это любовь доброго Бога Отца, Отца светов, от Которого нисходит «всякое даяние доброе и всякий дар» (Иак. 1: 17), и Который даровал нам Своего Сына как Спасителя (см.: Ин. 3: 16).
Таким образом рождественский Дед Мороз, который персонифицирует любовь Отца Небесного, понуждает нас быть добрыми, отвечать на доброту Божию своей добротой к Нему и ближним, отвечать молитвой благодарения и добрыми делами, дарами, в которых выражена признательность к Богу, и дарами нашей любви для всех бедных и нуждающихся, больных и старых, сирот и путешествующих.
Рождество Спасителя Иисуса Христа понуждает нас также к радости и надежде, потому что, вопреки всем трудностям, грехам и злу, в мире все еще существует надежда и радость для людей, если люди любят Бога и своих близких.
Итак, Рождество Спасителя Иисуса Христа показывает нам, что мы не одиноки, что Сын Божий с небес спускается к нам, на землю, становится Человеком, чтобы людей возвести на небо, соединить их навечно с Богом милостивым и святым. Потому воспевает ныне Церковь: «Христос раждается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!»
Возлюбленные верующие!
Возлюбленные верные!
На протяжении всего юбилейного 2009 года православный румынский народ с великой радостью и с большой духовной пользой чтил святителя Василия Великого и всех святых Каппадокийских отцов. Новый 2010 год был провозглашен Священным Синодом Румынской Православной Церкви «Годом Символа веры и автокефалии Румынской Православной Церкви».
В грядущем 2010 году мы призваны еще глубже проникнуться православной верой и чаще свидетельствовать о ней как о свете христианской жизни и основе нашего спасения, залоге вечной жизни.
Также в 2010 году с признательностью помянем всех служителей святых алтарей и наших церковных учреждений, клириков и мирян, которые на протяжении 125 лет, с 1885 года – года признания автокефалии нашей Церкви – вплоть до настоящего времени способствовали сохранению и укреплению православной веры в румынском народе, развитию христианской румынской культуры, укреплению нашего национального единства, диалогу и сотрудничеству нашей Церкви с другими Церквами и христианскими народами, а также воспитанию румынского достоинства.
В начале 2010 года будет опубликована «Энциклопедия румынского Православия», и, надеемся, появятся многие другие книги о Символе веры, об истории и жизни Православной Румынской Церкви.
В ночь с 31 декабря 2009 года на 1 января 2010 года призываю всех вознести молитвы благодарения за все блага, полученные от Бога в ушедшем году, и просить Его помощи в том, чтобы нам богатеть добрыми делами веры в году новом.
Не забудем в наших молитвах румын, оказавшихся за границами Румынии, которые радуются, когда чувствуют поддержку и любовь всех жителей страны. Будем культивировать дар национального единства и мира между людьми, будем трудолюбивыми и милостивыми, соединим свободу с ответственностью, чтобы творить добро повсюду.
По случаю святых праздников Рождества Господа нашего Иисуса Христа, нового – 2010-го – года и Крещения Господня обращаюсь ко всем вам с самыми теплыми пожеланиями мира и здоровья, счастья и большой помощи от Господа во всех добрых делах!
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами!» (2 Кор. 13: 13). Ваш ко Христу Господу молитвенник
+ ДАНИИЛ, Божией милостью Архиепископ Бухарестский,
Митрополит Мунтенийский и Добруджийский,
Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынской Православной Церкви
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, 2009 г.
Перевод с румынского Владимира Мухина
05 / 01 / 2010
Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия
Христос – Свет миру. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1:9) Слово – Свет истинный, который освещает каждого человека, – приходит в мир. Это потрясающие событие, касающееся всего человечества, мы празднуем в день Рождества Христова. Сегодняшний светлый праздник дарует нам эту всесветлую уверенность и неложную надежду! Как поет наша Церковь во время праздника Рождества Христова, «Свет от Света предвоссия безлетно, во времени плотски, Иже на земли явися и мир просвети» (канон, глас 1, утреня четвертка). Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, неизреченно, неоднократно и во всеуслышание провозгласил: «Я – свет миру» (Ин. 8: 12, 9: 5). Свет, который непосредственно связан с жизнью: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). По Его распятии и воскресении весь мир наполнился светом. А когда история спасения людей достигнет своего завершения в новой твари, светом будет Сам Сын и Слово Божие! (Откр. 21: 23). Таким образом, от естественного света, который во временном мире сменяет ночная тьма, мы придем в конце концов к Невечернему свету – Самому Богу. Природа света всегда находится в центре человеческих исканий и напрямую связана с развитием науки. Новые глубокие знания в области естественного «тварного» света еще больше увеличивают символизм в отношении удивительного воздействия на мир света духовного. Свет мира, Иисус Христос, становится знаемым и близким, таким же, как и природный свет. Но одновременно по Своей сути Он остается неприступным и непостижимым. Бог называется светом по Своим энергиям, которые воспринимаются людьми и причастниками которых можно стать. В то же время существо Бога – неведомо и причастником его для людей стать невозможно (святитель Григорий Палама). Свет Слова – это Божественный дар, который дается при рождении каждому человеку. Святитель Кирилл Александрийский уточняет, что «Слово Божие освещает… вкладывает семя премудрости, то есть богопознания, в каждого человека, появляющегося на свет, и вживляет в него корень разумения». Мы дерзнули бы сформулировать этот так, что в сознании каждого человека присутствует фотон от света Христова, пусть он и помрачен неведением и безразличием. Все благородное и истинное в мыслях, поведении, религиозной жизни людей являет собой отблеск света Сына и Слова Божия. Конечно, было много случаев, когда евангельскому свету мешали освещать мир плотные облака самодовольства, неверия, ненависти и темные ночи беззаконных интересов. Но даже и в эти облачные и темные времена свет различным образом таинственно проникал через атмосферу. Многообразие тех способов, которыми проникает естественный свет, предлагаемых современной наукой, помогает нам осознать, как в историческом развитии, да и в нашей собственной жизни при ее многочисленных искушениях и страшных безвыходных ситуациях, таинственно проникает свет Христов. Будучи Сам Светом истинным, Христос призвал Своих учеников стать светом для мира: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Он связывает сияние света не с экстатическими состояниями, как у неоплатоников или индуистов, но с добрыми делами. Непрестанно поглощая и распространяя свет Христов, каждый верующий призывается к тому, чтобы выражать свою веру служением всем без исключения. Почти все человеческие начинания и структуры, когда-либо имевшие место и преследовавшие цель облегчить боль, утешить сироту, нищего, престарелого, чужеземца, одинокого, исходят от людей, прямо или косвенно просвещенных светом Христовым. И мы призваны продолжить эту традицию с помощью творческих идей, благородных инициатив и разнообразных видов деятельности. Белый, на первый взгляд, цвет света, как известно, складывается из семи различных цветов. Также и свет Христов, причастником которого можно стать, в личной и общественной жизни распадается на многочисленные оттенки. Под призмой этого света, как «чада света», мы, христиане, призваны являть как можно больше оттенков: свет мира – самими собой, своим окружением и всем миром; свет истины – для более глубокого понимания причины порчи и многообразных проявлений кризиса; свет правды – в социальной борьбе на местах и международном уровне; свет творческого дыхания, вдохновляющего творческую мысль, науки, искусства, культуру; свет надежды, укрепляющий солидарность всех народов для спасения планеты; свет деятельной любви, проявляющейся бескорыстно и истинно по отношению ко всем людям; невечерний свет веры, которая ведет к окончательному преодолению греха, порчи и смерти силой креста и воскресения Христова. «Был Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». В эти праздничные дни отверзем широко свои сердца, чтобы в нас глубоко вошел воплощенный Сын и Слово Божие, «Свет истинный», и осветил наши мысли, решения и действия, оживил наше бытие. Пожелаем, чтобы Он укрепил и поддержал в жизни тех, кого мы любим, и всех людей вообще. И помолимся, чтобы свет Христов направил путь мира. Благословенного Рождества! Всесветлого нового 2010 года! Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий
Тирана 2009/2010 г.
Перевод с греческого Анатолия Чурякова
05 / 01 / 2010
Рождественское послание Митрополита всея Америки и Канады Ионы
Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Православной Церкви в Америке. Дорогие братия и сестры во Христе, Христос рождается! Славите Его! Мы радуемся явлению Спасителя, пришествию в этот поврежденный мир Сына Божия. Его Рождество является предчувствием и предвосхищением Его Второго и славного Пришествия во плоти, когда Он придет не повитый в пелены смирения, но облаченный в сияющие царские одеяния, дабы господствовать вечно. Для нас православных христиан Рождество Христово - это Зимняя Пасха. Наше празднование коренится в литургической жизни Церкви. Люди поют светские Рождественские песни, не замечая, может быть и умышленно, самого праздника. Несмотря на то, что мы радостно справляем светскую ча
к сажалению картинки не получились. ведь я это со своего блога копировал. там есть все изображения всех патриархов. кто хочет, приходите!http://blogs.mail.ru/mail/motiet/